В настоящее время кафедра готовит кадры на казахском и русском отделениях по следующим двум образовательным программам:

5В011900 - Иностранный язык: два иностранных языка

По специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» подготовка студентов ведется с 1962 года. Наши выпускники работают во всех уголках нашей страны. В период обретения независимости нашего государства возникла необходимость в обучении выпускников педагогических училищ. В связи с этим в 2000 году была открыта сокращенная форма обучения по этой специальности. Выпускники со средним специальным образованием имеют возможность получить высшее образование за три года как на очном, так и заочном отделении, выпускники с высшим образованием обучаются 2 года. Такая система подготовки специалистов позволила почти полностью обеспечить школы, колледжи нашего региона. Нормативный срок обучения – 4 года. Кафедра осуществляет образовательную программу на основе ГОСО РК 6.08.075-2010 и типовой учебной программы 2014 года.

На сегодняшний день обучение ведется по следующим направлениям:

- очное отделение (бакалавр) – 3 года (сокращенная), 4 года;

- заочное отделение (бакалавр) – 2,3 года (сокращенная).

Выпускник по окончании обучения по специальности «Иностранный язык: два иностранных языка» получает степень «Бакалавра образования». Наряду с этим выпускник имеет возможность получить специальность по дополнительным образовательным программам: переводческое дело, немецкий / французский язык, гид-переводчик. Выпускники могут работать в качестве учителя английского, немецкого и французского языка в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах, гимназиях, младшими научными сотрудниками в высших учебных заведениях и научных организациях, переводчиками иностранных языков в компаниях.

6М011900 - Иностранный язык: два иностранных языка

Подготовка по специальности 6М011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» ведется с 2003, лицензия – 12019665, 2012 г. Нормативный срок обучения – 2 года. Кафедра осуществляет образовательную программу на основе ГОСО РК 7.09.142 -2010 и типовой учебной программы 2013 года.

Выпускник по окончании обучения по специальности 6М011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» получает степень магистра педагогических наук по специальности Иностранный язык: два иностранных языка.

Миссия образовательной программы заключается в достижении предоставления высокого качества образовательных услуг в сфере высшего образования, лидерства в национальном пространстве по подготовке кадров по специальностям бакалавриата посредством реализации принципов Болонского процесса и современных стандартов качества.

Цель образовательной программы: формирование специалистов, владеющих иностранными языками на уровне, признанном международным сообществом, и отвечающим потребностям общества РК, достижение которого возможно через решение следующих задач:

1. Формирование специалиста, владеющего в рамках каждого из изучаемых языков:

1.1.базовым иностранным языком в соответствии с требованиями европейского стандарта;

1.2. иностранным языком для академических целей для обеспечения преемственности в обучении между бакалавриатом и магистратурой;

1.3. иностранным языком для специальных целей в соответствии с узкой специализацией.

2. Внедрение международно-принятого уровнего подхода к обучению иностранным языкам с учетом особенностей национальной образовательной системы.

3. Определение содержания обучения с учетом взаимосвязи языка и культуры.

Миссия определена согласно Государственному общеобразовательному стандарту РК и Программе развития университета. Цели и задачи стратегии кафедры соответствуют целям и задачам университета. Основная цель стратегии: «Осуществление учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной деятельности в сфере высшего и послевузовского образования на основе интеграции науки, образования и производства, способной обеспечить высокое качество образования и устойчивое развитие университета». Эта миссия реализуется посредством совершенствования инфраструктуры, внедрения новых информационных и образовательных технологий, обеспечения и организации работы системы менеджмента качества. Содержание образовательной программы 5В011900 – «Иностранный язык: два иностранных языка» строится на основе ГОСО РК 6.08.075-2010 и Типовой учебной программы 2014 года, ОП 6М011900 – «Иностранный язык: два иностранных языка» – на основе ГОСО РК 7.09.142-2010 и Типовой учебной программы 2013 года.

В определении дополнительных образовательных программ и дисциплин по выбору принимают участие работодатели, которые входят в комитет по РУП и КЭД факультетов. При выборе работодателей для участия в составе комитетов учитывается базовое образование, занимаемая должность, репрезентативность. В число членов комитетов входят руководители организаций, департаментов, директора школ и т.п., Например, директор учебного центра «Болашақ» - Аманбаева З.Ж. (2013-2014, 2015-2016), директор СОШ № 12 Койшыгалиев Н.Х. (2014-2015), директор учебного центра «Step by step» Королев Николай Викторович (2014-2015, 2016-2017), директор СОШ № 38 Сагингалиева Ш.О. (2016-2017).

На кафедре проводится анкетирование работодателей, руководителей баз практик, студентов, работающих выпускников с целью определения содержания дополнительных образовательных программ. Рабочие учебные планы, каталоги элективных дисциплин, дополнительные учебные программы пересматриваются ежегодно. Например, на основании проведенного анкетирования комитетом по РУП и КЭД филологического факультета рекомендовано включить в рабочие учебные планы по специальностям 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» следующие элективные дисциплины: «Язык для специальных целей», «Обучение критическому мышлению», «Практикум по культуре речевого общения», «Психология обучения иностранным языкам», «Новые подходы в бучении и образовании», по специальности магистратуры 6М011900 «Иностранный язык: два иностранных языка», такие дисциплины как: «Методика анализа педагогических ситуации», «Проблемы трехьязычия: языковые универсалии и межьязыкова ассиметрия», «Игровое моделирование в обучении межкультурному общению», «Педагогический процесс в школах инновационного типа» и т.д.

Особенность плана развития ОП кафедры состоит в том, что обращается внимание не только на овладение знаниями, но и на внедрение элективных дисциплин, направленных на формирование профессиональной компетенции обучающихся.

Элективные дисциплины занимают основное место в подготовке студентов по дополнительной образовательной программе «Переводческое дело», так как наряду с совершенствованием профессиональной компетенции, необходимо формировать и специальные компетенции. Формирование ОП и ее развитие обсуждается ППС кафедры, УМС факультета и университета. Работодатели, директора школ, учителя, преподаватели вузов, студенты могут внести свои дополнения и замечания, которые учитываются в дальнейшем. Например, чтобы выяснить мнение студентов 4 и 1 курсов об элективных дисциплинах кафедры проводится анкетирование. Постоянно проводятся встречи с работодателями.

Так, например, 21 января в 2014 года в ЗКГУ им.М.Утемисова трудоустройства выпускников совместно с работодателями филологического факультета специальность: «Иностранных языка: два иностранных языка» был проведен круглый стол на тему: «Профессиональная компетенция выпускников филологического факультета специальность: «Иностранный язык:два иностранных языка». На встрече обсуждали необходимость выявления проблем в вопросах трудоустройства и адаптации выпускников учреждений на рынке труда, оценивалась подготовленность современных выпускников ЗКГУ им.М.Утемисова для работы по специальности (со стороны выпускающих кафедр и со стороны присутствующих предприятий и организаций). Также обсуждалась роль «потребителя» в подготовке специалистов (заказ на компетенции, в качестве базовых для прохождения практик, участие в разработке учебных планов и рабочих программ дисциплин). На встрече выступили заместитель руководителя областного управления образования Р.Хамза, директор учебного центра «Болашақ» Аманбаева З.Ж. – к.ф.н., доцент, директор Таскалинской СОШ Касимова А.К., директор учебного центра «Step by Step» Королев Н.В. Работодатели приняли активное участие в обсуждении элективных дисциплин. После обсуждений ряд вопросов директор директор учебного центра «Step by Step» Королев Н.В. преподавателям кафедры Кадыргалиевой С.И., Абухановой А.Г., Шунайбековой К.М., Чечетко М.В., Нурушевой Т.И. вручили благодарственные письма за подготовку высококвалифицированных кадров. Было рекомендовано внести в каталог элективных дисциплин такие предметы: «Язык для специальных целей», «Обучение критическому мышлению», «Практикум по культуре речевого общения», «Психология обучения иностранным языкам», «Новые подходы в бучении и образовании».

Такие встречи проходят ежегодно, например, 2 апреля 2014 года в главном корпусе ЗКГУ на кафедре иностранных языков был проведен круглый стол на тему: «Занятость, трудоустройство студентов и молодых специалистов – филологов: проблемы и перспективы сотрудничества с работодателями».

4 декабря 2015 года в конференц зале ЗКГУ состоялся круглый стол на тему: «Формирование позитивного имиджа учителя в условиях современной модели образования». 16 ноября 2016 года был проведен круглый стол на тему: «Педагогические инновации в современной школе: проблемы и пути их решения». Во всех мероприятиях приняли участие работодатели, представители школ, преподаватели вузов, учителя школ и студенты. Встреча закончилась анкетированием работодателей.

При реализации плана ОП кафедра, в рамках академической мобильности сотрудничает с вузами, реализующими такую же ОП. Так, в 2014-2015 учебном году студенты специальности 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» на основании дополнительного соглашения проходили семестровое обучение в Калмыцком государственном университете, г. Элиста, РФ (Ибатова Диана, Мажитова Каракоз, Сарсенгалиева Асель, Тлегенова Тогжан, Утегенова Багилаш, Юсупова Асангуль).

В 2015-2016 учебном году 17 студентов прошли семестровое обучение в Башкирском государственном педагогическом университете, РФ, г. Уфа (Абдрахманова Айым, Арыстангалиева Айымгуль, Ахметова Аксункар, Баймурат Сауле, Галицкий Сергей, Джунусов Кайсар, Жигерова Әсем, Зинина Юлия Қали Гүлдана, Құмарова Эльнара, Маратов Арман, Махимова Айя, Мұрат Аяжан, Сисенов Алишер, Ташева Әсел, Ерболаткызы Айкоркем).

7 студентов в – Калмыцком государственном университете РФ, г. Элиста (Зайнолла Айсұлу, Каирмуканбетова Салтанат, Көшкен Лариса, Жакияева Сымбат, Сатбаева Айгул, Өрбісінова Нүргул, Шаймуратова Айкөркем),

9 студентов в – Тольяттинском государственном университете, РФ, г.Тольятти (Бұдырбаева Аяжан, Думина Татьяна, Сундетова Эльмира, Дикова Ольга, Оқас Гүлмира, Зайнолла Айсұлу, Каирмуканбетова Салтанат, Баймуханова Ильвира, Искалиева Айнаш).

5 студентов в Ульяновском государственном педагогическом университете, РФ, г. Ульяновск (Бабатай Гүлжұма – Венера, Ерболат Толқын, Құрманбайқызы Ұлдай, Нығметов Адилет, Тлегенова Тоғжан).

В 2016-2017 учебном году студенты специальностей 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» на основании дополнительного соглашения проходили семестровое обучение в Актюбинском государственном университете им. К. Жубанова (Сапарова Диана), и в ЖенПи (Аскарбай Молдир, Мурат Аяжан). учебную практику на базе Атырауского государственного университета им. Х.Досмухамедова и Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова. Наряду с этим магистранты II курса ОП 6М011900 «Иностранный язык: два иностранных языка» ежегодно с 2012 года проходят научную стажировку в Казанском Федеральном университете (Татарстан, РФ).

Для обеспечения конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда кафедрой проводится совершенствование учебных программ, создание интегрированных учебных планов, совместных учебных курсов и научных исследований.

За последние годы работы кафедры академическая мобильность на кафедре повысилась.

В 2013-2014 уч.г. студентка 3 курса Канатова Мархббат в рамках стипендиальной программы TOSCA2 (Эразмус Мундус) с 15.09.2013 по 30.07.2014 проходила обучение в Польше, г. Познань, университете Адама Мицкевича.

Студенты 3 курса Тулешова Улжанай, Хусаинова Макпал, Насипова Молдир, с 01.10.2013 по 31.03.2014 и Зайнушев Адильхан с 01.04. по 30.09.2014 в рамках программы академической мобильности университета обучались в университете им. И.Гуттенберга в г. Майнц, Германия.

В 2014-2015 уч.г. студентка 3 курса Капезова Дина (01.10.2014-01.04.2015) и две магистрантки 1 курса Калиева Альбина (01.10.2014-30.03.2015) и Ситалиева Розалия (11.11.2014-30.03.2015) обучались в университете им. И.Гуттенберга в г. Майнц, Германия.

Студенты Елюбаева Айдана и Канат Актилек с 20.09.2014 по 20.01.2015 и Тукешова Нургуль с 23.03.2015 по 22.06.2015 прошли обучение в Лондонской академии менеджмента (г.Лондон, Великобритания).

Студентка Кереева Фариза с 03.03.2015 по 30.06.2015 прошла обучение в Университете Каземира Великого (г. Быдгощ, Польша).

Ибатова Диана, Мажитова Каракоз, Сарсенгалиева Асель, Тлегенова Тогжан, Утегенова Багилаш, Юсупова Асангуль с 02.02.2015 по 15.05.2015 прошли обучение в Калмыцком государственном университете (г. Элиста, РФ).

В период с 01.04.2015 по 30.04.2015 две студентки Галина Аксяска и Хисматова Регина из Башкирского государственного университета им. М.Акмоллы проходили научно-исследовательскую стажировку на кафедре.

На базе кафедры в 2015-2016 учебного года проходили обучение студенты 3 курса Васильева Е., Машкова Е., Прокудина Е. и Хисматова Р. из Ульяновского государственного педагогического университета им.И.Н. Ульянова (РФ).

Исходящая мобильность кафедры на 2015-2016 уч.год: 57 человек. Из них 46 студентов бакалавриата и 11 студентов магистратуры – 8 дальнее зарубежье (4 Германия - университет им. И.Гуттенберга - Баярстанова Азиза, Беркалиев Радмир, Кажен Ботагоз (1 и 2 семестр), 3 Польша – университет Каземира Великого - Ажгулов Махамбет, Аубакирова Айдана и Толенбаева Салтанат.