В настоящее время кафедра русской филологии готовит кадры по следующим пяти образовательным программам:

Образовательная программа: 5В020500 «Филология: русский язык». Выпускник получает академическую степень – бакалавр гуманитарных знаний по специальности 5В020500 – «Филология». Объектами профессиональной деятельности выпускников являются средние (в том числе гимназии, лицеи) и средние профессиональные (колледжи) учебные заведения; научно-исследовательские организации; редакции газет, журналов, радио и телевидения; издательства; органы управления; рекламные агентства.

Образовательная программа: 5В011800 – Русский язык и литература. Выпускник получает академическую степень – бакалавр образования по специальности 5В011800 – Русский язык и литература. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются – средние школы и средние специальные учебные заведения, лицеи, гимназии, профессионально-технические колледжи, работа в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение).

Образовательная программа: 5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения. Выпускник получает академическую степень – бакалавр образования по специальности 5В012200 - Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются – средние школы и средние специальные учебные заведения, лицеи, гимназии, профессионально-технические колледжи, работа в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение).

Образовательная программа: 6М011800 «Русский язык и литература». Выпускники магистратуры по специальности 6М011800 – Русский язык и литература могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: при профильной подготовке – педагогическая, культурно-образовательная, управленческая, производственно-технологическая, редакционно-издательская; при научной и педагогической подготовке – научно-педагогическая, научно-консультационная, научно-исследовательская, организационно-управленческая, культурно-организационная. Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень – магистр педагогических наук.

Образовательная программа: 6М020500 «Филология». Выпускники магистратуры по специальности 6М020500 «Филология» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 1) При профильной подготовке: организационно-педагогическая; административно-управленческая; культурно-организационная. 2) При научной и педагогической подготовке: научно-педагогическая; научно-исследовательская; образовательно-педагогическая; организационно-педагогическая. Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень – магистр гуманитарных наук.

В определении дополнительных образовательных программи дисциплин по выбору принимают участие работодатели, которые входят в комитет по РУП и КЭД факультетов. К задачам комитетов, в частности, относится: анкетирование и опросы работодателей; анкетирование и опросы студентов; определение и разработка дополнительных образовательных программ в рамках специальности; экспертиза рабочих учебных программ элективных дисциплин и т.д.

При выборе работодателей для участия в составе комитетов учитывается базовое образование, занимаемая должность, репрезентативность. В число членов комитетов входят руководители организаций, департаментов, директора школ и т.п..

На кафедре проводится анкетирование работодателей, руководителей баз практик, студентов, работающих выпускников с целью определения содержания дополнительных образовательных программ. Рабочие учебные планы, каталоги элективных дисциплин, дополнительные учебные программы пересматриваются ежегодно. В частности, одной из особенностей ОП 5В020500 - «Филология: русский язык» является наличие дополнительной образовательной программы «Журналистика». Это объясняется тем, что в области ощущается нехватка кадров в этой области и выпускники школ проявляют интерес к профессии журналиста. Образовательная программа содержит следующие элективные дисциплины: «Введение в журналистику», «Язык и стиль средств массовой коммуникации», «История казахстанской журналистики», «Основы редактирования». Элективные дисциплины занимают основное место в подготовке студентов по дополнительной ОП «Журналистика», так как наряду с совершенствованием профессиональной компетенции, необходимо формировать и специальные компетенции.

Так, например, анализ реального позиционирования ОП 5В020500 - «Филология: русский язык» проводится ежегодно со студентами первого курса с целью выявления индивидуальной траектории обучения студентов. Результаты анализа используются при формировании КЭД.

Формирование ОП и ее развитие обсуждается ППС кафедры, УМС факультета и университета. Работодатели, директора школ, учителя, преподаватели вузов, студенты могут внести свои дополнения и замечания, которые учитываются в дальнейшем. Например, чтобы выяснить мнение студентов 4 и 1 курсов об элективных дисциплинах кафедры проводится анкетирование. Постоянно проводятся встречи с работодателями.

Так, например, 21 января в 2014 года в ЗКГУ им.М.Утемисова совместно с работодателями был проведен круглый стол на тему: «Профессиональная компетенция выпускников филологического факультета». На встрече обсуждали необходимость выявления проблем в вопросах трудоустройства и адаптации выпускников учреждений на рынке труда, оценивалась подготовленность современных выпускников ЗКГУ им.М.Утемисова. Также обсуждалась роль потребителя в подготовке специалистов (заказ на компетенции, в качестве базовых для прохождения практик, участие в разработке учебных планов и рабочих программ дисциплин). На встрече выступили заместитель руководителя областного управления образования Р.Хамза, директор учебного центра «Болашақ» Аманбаева З.Ж. – к.ф.н., доцент, директор Таскалинской СОШ Касимова А.К., директор учебного центра «StepbyStep» Королев Н.В. Работодатели приняли активное участие в обсуждении элективных дисциплин. Такие встречи стали традиционными.

4 декабря 2015 года в конференц-зале ЗКГУ состоялся круглый стол на тему: «Формирование позитивного имиджа учителя в условиях современной модели образования». 16 ноября 2016 года был проведен круглый стол на тему: «Педагогические инновации в современной школе: проблемы и пути их решения». Во всех мероприятиях приняли участие работодатели, представители школ, преподаватели вузов, учителя школ и студенты. Встреча закончилась анкетированием работодателей.